Возможные причины:
– особенности нервной системы – повышенная чувствительность или сензитивность,
– индивидуальные особенности, сформировавшиеся под влиянием травмирующих жизненных обстоятельств;
– взаимоотношения со сверстниками и с родителями,
– проблемы в школе и многое другое.
Среди причин, вызывающих детскую тревожность, на первом месте – неправильное воспитание и неблагоприятные отношения ребенка с родителями, особенно с матерью.
Тревожность может порождаться как реальным неблагополучием личности в наиболее значимых областях деятельности и общения, так и существовать вопреки объективно благополучному положению, являясь следствием определенных личностных конфликтов, нарушений в развитии самооценки и т. п.
Повышенный уровень тревожности всегда является проявлением неблагополучия личности, даже если со стороны ребенок выглядит успешным. Особенно острой проблема тревожности является для детей подросткового возраста. Подростки тревожатся по поводу своей внешности, по поводу проблем в школе, взаимоотношений с родителями, учителями, сверстниками. И непонимание со стороны взрослых только усиливает неприятные ощущения.
Из-за нарастания тревожности и связанной с ней низкой самооценки снижаются учебные достижения, закрепляется неуспех.
Последствия тревожности:
– нарушения волевого развития – желание бездумно следовать указаниям взрослого или более сильной личности, действовать только по образцам и шаблонам, боязнь проявить инициативу, формальное усвоение знаний и способов действий.
– демонстративность – особенность личности, связанной с повышенной потребностью в успехе и внимании к себе окружающих. Такой ребенок будет добиваться внимания, нарушая правила поведения. («Лучше пусть ругают, чем не замечают»).
– «уход от реальности». Дети тоже имеют сильную потребность во внимании к себе, но реализовать ее не могут благодаря своей тревожности. Такие дети склонны к формированию различных зависимостей: пищевой, компьютерной, от психоактивных веществ.
Что делать, если у вашего ребенка повышен уровень тревожности?
- Обратиться за консультацией к психологу.
- Определиться, носит ли эта тревожность ситуативный или личностный характер.
- Вместе с психологом выявить причины тревожности ребенка.
- В работе с психологом определить, насколько личностные особенности родителей и детско-родительских отношений влияют на проявления тревожности ребенка. Определить пути работы над данным аспектом.
- Подключить, при необходимости, в работу над эмоциональным состоянием ребенка медицинских специалистов (невропатолога, детского психиатра).
Если у вашего ребенка повышенный уровень тревожности, то можно и нужно обратиться за консультацией психолога.